АСТАНА ГОРОД ИНВЕСТИЦИЙ
ru

Зарубежный опыт развития механизмов государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство – это взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом с целью реализации общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. На сегодняшний день многие страны применяют данный механизм при решении значимых общественных проблем.

Необходимость реализации механизмов государственно-частного партнерства обусловлена рядом причин, среди которых недостаточность бюджетных средств, невозможность предугадать растущие потребности населения, недостаточное качество товаров, работ, услуг, потребность в использовании современных подходов инвестора.

Эффективность применения ГЧП обусловлена распределением риска между сторонами-участниками. На каждую сторону ложиться тот риск, который она в состоянии обеспечить.

Институт государственно-частного партнерства (ГЧП) в современном понимании стал развиваться в Европе, в частности в Великобритании, начиная с 1980-х гг. Эта страна ранее других оценила возможности ГЧП. Первый серьезный проект она реализовала в 1981 г. Его суть заключалась в перестройке лондонских доков.

После успешного завершения проекта была создана программа «Частная финансовая инициатива». Другими словами, инициирование проекта ГЧП потенциальным частным партнером.

Лидером по объему и количеству проектов ГЧП в Европе исторически является Великобритания. На Великобританию приходится порядка 50% всех проектов, заключаемых в Европе. Основную долю контрактов составляют проекты в сфере здравоохранения, по объему ресурсов лидирует сфера транспорта.

Одним из крупнейших проектов ГЧП в мире считается реконструкция лондонского метрополитена, реализованный в Великобритании стоимостью 16 млрд фунтов стерлингов.

Существенное развитие ГЧП получило также во Франции и Германии. Особенность французской модели развития ГЧП заключается в том, что государство в целях привлечения частных инвесторов к государственным проектам создает так называемые сообщества смешанной экономики (Societe d` Economie Mixte, SEM), которые представляют собой совместные предприятия.

Особенность использования механизма SEM заключается в том, что частный капитал не ограничивается территориально, т.е. принять участие в реализации проекта могут инвесторы, выходящие за пределы того региона, на территории которых создано предприятие. Такой подход определил вхождение французских компаний в число лидеров среди иностранных фирм, использующих в своей деятельности механизмы государственно-частного партнерств. Среди крупнейших проектов, реализованных во Франции можно отметить:

ExoTaxe (тарификационная система для грузовых автомобилей) – 1 млрд евро;

Высокоскоростные железнодорожные магистрали – 11, 2 млрд евро;

Строительство новой штаб-квартиры министресва обороны Balardgon – 992 млн. евро.

Благодаря ГЧП был построен Диснейлэнд в Париже – ярчайший пример развития развлекательного туризма и, как следствие, экономического роста всей восточной части парижского пригорода. Диснейлэнд находится в 32 км от Парижа, в городе Валь Д’Эроп (Val d’Europe). В 1989 г. было подписано многостороннее 30-летнее соглашение между компанией Walt Disney и местными властями. Правительство Франции профинансировало строительство инфраструктуры парка на 400 млн. долл., продало Walt Disney 1,9 тыс. га земли по цене сельскохозяйственных угодий, предоставило Walt Disney долгосрочный займ на 770 млн долл. по льготным ставкам. Компания Walt Disney спроектировала и построила парк, проинвестировала 100 млн долл. из собственных средств, привлекла банковские кредиты на сумму 1 млрд долл. по льготным ставкам. Открытие парка состоялось в 1992 году. Объект ГЧП явился копией американского Диснейленда, ставшего воплощением идеи Уолта Диснея о парке, в котором был воссоздан мир мультфильмов и сказок. В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн. человек. На сегодняшний день Диснейленд является огромным комплексом, на территории которого расположились: два тематических парка, гостиничный комплекс, городок с магазинами, кафе, рестораны, кемпинги, ледовый каток, озера, поля для гольфа, конференц-залы, несколько бассейнов, парк киностудий Уолта Диснея и многое другое.

Самым масштабным за всю историю существования ГЧП во Франции стал проект, реализованный совместно с Великобританией – строительство тоннеля под Ла-Маншем. Однако, затраты на финансирование данного проекта превысили прогнозируемые на 140%, в то время как доходы составили менее половины ожидаемых.

Германия, страна с традиционно сильной государственной властью, сравнительно поздно приступила к разработке и реализации проектов ГЧП.  Лишь с 2003 года Германия приступила к реализации проектов ГЧП.  В Германии отсутствует отдельный законодательный акт, регулирующий ГЧП. В 2005 году был принят закон об ускорении ГЧП, внесший изменения в инвестиционное, бюджетное, налоговое, антимонопольное законодательства, а также в ряд других документов.  

Основной упор в реализации проектов ГЧП в Германии делается на новое строительство, о чем свидетельствуют и модели ГЧП, применяемые в Германии. Строительство осуществляется преимущественно в социальной сфере. Основной моделью ГЧП, которая применяется в Германии, является модель «владельца» в рамках которой объект ГЧП остается в руках государства, а частные структуры управляют им и должны поддерживать его в пригодном состоянии до 30 лет.

В числе наиболее крупных и успешных проектов, реализованных в Германии, стоит отметить:

Строительство крупнейшего центра протонной терапии в Эссене. Стоимость проекта составила 132 млн. евро;

Строительство и реконструкция 14 профессиональных училищ в Гамбурге. Стоимость проекта составила 320 млн. евро;

Строительство автобана №1 (Hansalinie) – одно из наиболее оживленных автомобильных трассв Германии, протяженностью 72,5 км, стоимость строительства – 650 млн. евро.

Затраты инвестора окупаются за счет передачи ему дороги в управление на 30 лет с правом взимания платы за передвижение по автостраде. Экономическая эффективность зависит от масштаба проекта. Важную роль в реализации ГЧП проектов играют ГЧП-центры. Такие структуры, называемые оперативными группами развития ГЧП.

Германия находится на третьем месте, по количеству проектов, реализуемых в Европе, после Великобритании и Франции.

Таким образом, опыт наиболее продвинутых в развитии государственно-частного партнерства стран - Великобритании, Франции и Германии показывает, что Европа обладает достаточно богатыми традициями привлечения частного бизнеса.

Государственно-частное партнерство воспринимается во всем мире как одно из перспективных и продуктивных направлений в решении социально-экономических вопросов.