АСТАНА — ГОРОД ИНВЕСТИЦИЙ
ru

Возможности использования механизмов государственно-частного партнерства в условиях четвертой промышленной революции для модернизации экономики социальной сферы

«Четвертая промышленная революция» сочетает разнообразные технологии, обусловливающие возникновение беспрецедентных изменений парадигм в экономике, бизнесе, социуме, в каждой отдельной личности.

Автор базового руководства «Четвертая промышленная революция» К.Шваб составил перечень профессий, которые будут наименее подвержены автоматизации, следует отметить, что большинство из них связаны с профессиями социальной сферы (образование, медицина и культура). А это значит, что новая промышленная революция оказывает и будет оказывать влияние на все сферы общества, включая социальный сектор.

Экономика социальной сферы прежде всего связана с потребностями людей и потреблением ими социальных (общественных) благ и услуг.

В условиях Четвертой промышленной революции социальная экономика должна стать экономикой, основанной на знаниях и интеллектуальных возможностях человечества, которые будут обеспечивать новые технологии, основанные на цифровизации, роботах, 3D-печати и т.д.

В этой связи, актуальным вопросом становится определить модели взаимодействия государства, бизнеса и общества в условиях Четвертой промышленной революции. Поскольку организации и предприятия социальной сферы могут укрепить свои рыночные позиции и освоить новые рынки за счет более точного определения потребности клиентов и прогнозов рынка, а также оказания качественных услуг в социальной сфере [1].

По мнению Д. Рифкина видного ученого автора концепции «Третья промышленная революция» в новых условиях экономистам необходимо переосмыслить отношение и само понятие «собственность». Так, по его мнению, ничто не отражает этот сдвиг в мышлении лучше, чем изменение нашего отношения к собственности. В новой эре понятие собственности, уступает место новой концепции собственности как права на доступ через социальные сети и совместное пользование общих знаний и опыта. Наши представления о собственности так прочно прикипели к традиционному понятию и исключениям из него, что мы забыли о существовании более раннего понятия права собственности, которым люди пользовались в течении столетий, - права доступа к имуществу, находящемуся в общем владении. Это более ранее понятие собственности как права на доступ и приобщение все больше оттеснялось в новое время по мере того, как рыночные отношения приобретали доминирующую роль в жизни человека, а частная собственность становилась «критерием оценки человека». В распределенной, построенной на основе сотрудничества экономике, однако право доступа к глобальным социальным сетям приобретает такое же значение, как и право иметь частную собственность, на национальных рынках. Это происходит потому, что ценности, связанные с качеством жизни, становятся более важными, особенно стремление к социальной интеграции с миллионами других участников в глобальных сообществах в виртуальном пространстве [2].

В Казахстане эти модели должны быть построены на основе механизмов государственно-частного партнерства, поскольку развитие механизмов государственно-частного партнерства является одним из компонентов новой экономической политики нового курса нашего государства «всеобъемлющий экономический прагматизм», согласно Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Варнавский В.Г. дал следующее определение: «Государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленную (как правило, на определенный срок), предполагающее соинвестирование и разделение рисков систему отношений между, с одной стороны государством и муниципальными образованиями и, с другой стороны, гражданами и юридическими лицами, предметом которой выступают объекты государственной и муниципальной собственности, а также услуги предоставляемые государственными и муниципальными органами, учреждениями и организациями» [3].

В Законе Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» дано четкое определение государственно-частному партнерству, как форме сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая исключительным признакам государственно-частного партнерства.

В этой ситуации государство, некоммерческий сектор и бизнес-организации имеют возможность для разработки инновационных методов и моделей сотрудничества, способствующие объединению усилий для реализации социальных программ (проектов) и оказания эффективной помощи населению. Государственно-частное партнерство помогает сформировать основанные на доверии и сотрудничестве отношения и осуществлять совместные социально-экономические проекты.

В книге «Технологии четвертой промышленной революции» К. Шваб, также акцентирует внимание на способе сосуществования технологии и общества. Автор подчеркивает, что «фундаментальный и глобальный характер данной революции означает, что она станет неотъемлемой частью всех стран, экономических систем, отраслей и людей. Поэтому принципиальное значение приобретают внимание и силы, которые мы обращаем на многостороннее сотрудничество, не имеющее научных, социальных, политических, национальных и промышленных границ». Такое взаимодействие и сотрудничество необходимо для создания позитивной, единой и многообещающей концепции, благодаря которой отдельные люди и сообщества во всех странах мира смогут принять участие в текущих преобразованиях и воспользоваться их преимуществами [4].

В нашем государстве отрасли социальной сферы, в первую очередь здравоохранение и образование, постоянно находятся в центре внимания государства. Стимулирование государством развития механизмов ГЧП в целях преодоления негативных тенденций в этой сфере (низкое качество, снижение доступности социальных услуг, инновации) заложено в программных документах социально-экономического развития страны. Потенциальный интерес к участию в «социальных» проектах как сфере производства и сбыта услуг, имеющих устойчивый массовый спрос, существует и у бизнеса. Тем не менее отечественный опыт ГЧП в социальной сфере крайне ограничен. В последнее время все сильнее проявляется потребность в обществе к экономике с социальной направленностью. Все экономические процессы в той или иной степени приобретают социальную окраску. Государство прилагает все больше усилий для привлечения средств в развитие отраслей социальной сферы. В первую очередь это вызвано тем, что социальная сфера оказывает прямое влияние на качество жизни населения, и, следовательно, на уровень экономического роста страны в целом.

Отрасли социальной сферы играют важную роль в повышении эффективности экономики, особенно в условиях четвертой промышленной революции. На данный момент наиболее острой проблемой для всех отраслей социальной сферы является отсутствие стабильного и достаточного бюджетного финансирования. Из-за отсутствия финансирования происходит сокращение объема предоставляемых услуг и ухудшение их качества. Но при этом неизменно растут потребности общества и требования к уровню обслуживания.

Поэтому социальная сфера испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологиях оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.

Не менее остро стоит проблема нехватки управленческих компетенций на всех уровнях опыта использования инвестиционных схем в социальной сфере, и для решения этих проблем во многих странах применяют государственно-частное партнерство.

В социальной сфере полная приватизация невозможна в силу того, что значительное число организаций заняты предоставлением населению конституционно гарантированных бесплатных или льготных услуг, по этой причине не являются коммерческими организациями и не обладают инвестиционной привлекательностью для частных инвесторов. Это обстоятельство невыгодно отличает социальную сферу от других отраслей, и которых целесообразно развитие ГЧП, и создаст необходимость активизации инвесторов с использованием иных стимулов, нежели чем доходы от участия в коммерческих проектах. В социальной сфере потенциал ГЧП пока в полной мере не реализуется, хотя развитие ГЧП в данной области одновременно позволяет решить две задачи:

  • сократить дефицит источников финансирования инвестиций в социальную сферу,
  • повысить качество социальных услуг и эффективность управления организациями социальной сферы.

Международный опыт показывает, что совместная работа государства и бизнеса в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе ГЧП более эффективна.

В рамках модернизации системы здравоохранения, механизм ГЧП поможет решить множество существующих проблем отечественного здравоохранения, к которым относят, в том числе: низкое качество обслуживания пациентов, низкую эффективность оказания медицинской помощи, ограниченную доступность дорогостоящих видов лечения, нехватка медицинских кадров, износ материально-технической базы, и т.д. Все эти проблемы характерны для современной системы здравоохранения, имеют базисное происхождение, что отражается на общей социальной оценке, которую население дает системе здравоохранения.

Другой ключевой отраслью социальной сферы является – образование. Так, мировой опыт однозначно свидетельствуют, что образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интегра­ции и тесного взаимодействия между собой, а также с реальным сектором экономики становятся все менее конкурентоспособными. Следует отметить, что ГЧП в сфере образовательных услуг выступает в виде образовательного союза между государством, бизнесом и общественным сектором в целях реализации социально – ориентированных проектов и оказания общественных услуг.

Четвертая промышленная революция породила в сфере образования эпоху наиболее радикальных перемен, где основной источник перемен – не само образование, а совокупность вызовов, стоящих перед ним, в том числе новые технологические, политические, социальные, культурные и экономические контексты, факторы сложности и неопределенности.

Только в условиях использования цифровых технологий и развития единой цифровой образовательной среды (как формы социальной сети) происходит одновременное эффективное формирование комплекса личностных качеств человека, который принято называть навыками и компетенциями XXI века.

Основной вызов к образовательной системе заключается в изменении срока жизненного цикла технологий и товаров на их основе, и соответственно, профессий, которые необходимы для обслуживания этих технологий и товаров.

Наступает Четвертая промышленная революция. Человечество переходит к иной форме труда: создает полностью цифровую промышленность, основанную на взаимном проникновении информационных технологий и партнерстве всех участников данного процесса.

И как, отметил автор книги «Технологии четвертой промышленной революции» К. Шваб, что «для государственно-частного сотрудничества, на своем опыте убедился, что для устойчивого инклюзивного прогресса необходимо, чтобы все заинтересованные стороны и представители всей отраслей объединили усилия для поиска общих целей и борьбы с мышлением, основанном на принципе «игры с нулевой суммой». Если мы добьемся успеха, то сможем избрать путь, который даст возможность исправить ошибки предыдущих промышленных революций и создать гораздо более справедливый, устойчивый и процветающий и спокойный мир» [4].

В этой связи, в условиях четвертой промышленной революции для Казахстана является актуальным использование возможностей механизмов государственно-частного партнерства, как инструмента модернизации экономики социальной сферы. Стратегия догоняющего развития должна смениться на стратегию опережающего развития в экономике, и прежде всего в социальном секторе, поскольку именно социальный сектор станет одним из драйверов новой экономики, экономики Четвертой промышленной революции.

Литература

1. Технологии Четвертой промышленной революции: [перевод с английского] / Клаус Шваб, Николас Дэвис. – Москва: Эксмо, 2018. -320 с.: - ил. – (Top Business Awar) ;

2. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом / Джереми Рифкин; Пер. с англ. – М: Альпина нон-фикшн, 2014 – 410 с.;

3. Механизмы государственно-частного партнерства / В.Г. Варнавский; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. – М.: МГИМО-Университет, 2013. – 142 с;

4. Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. – Москва: Издательство «Э», 2017. – 208 с.: - ил. – (Top Business Awards).