СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СИИ) является консультативно-совещательным органом, который возглавляет Президент Республики Казахстан.
Рабочим органом является Комитет по инвестициям министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Основная цель и задачи СИИ:
Разработка рекомендаций и предложений по ключевым аспектам инвестиционной политики и экономического развития страны:
Условия членства: вложение в экономику Республики Казахстан прямых инвестиций на сумму не менее $500 млн для инвесторов, работающих в сфере недропользования, и не менее $125 млн для инвесторов в иных секторах экономики. В настоящее время в состав входят 32 международные организации и 5 наблюдателей.
Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан»
Консультативно - совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан.
Цель Координационного совета - выработка предложений по вопросам привлечения инвестиций в Республику Казахстан.
Председателем Координационного совета является Премьер-Министр Республики Казахстан.
Основной задачей Координационного совета является выработка предложений по:
Региональный совет по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата в городе Астана – консультативно- совещательный орган при акимате города Астана.
Цель Регионального совета – создание благоприятного инвестиционного климата, реализация государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, рассмотрение вопросов размещения производительных сил на территории города Астана, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
Председателем Регионального совета является аким города Астана.
Основными задачами Регионального совета являются:
На сегодняшний день с 2019 года проведено 11 заседаний Регионального координационного совета по привлечению инвесторов в г. Астана под председательством акима города Кульгинова А.С., в рамках которых были рассмотрены 86 проектов (в т.ч. проекты СЭЗ), из них сопровождаемые Astana Invest 66 проекта на общую сумму порядка 202 млрд. тенге с созданием около 6000 тыс. постоянных рабочих мест.
ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТУ
(в т.ч. инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются:
Максимальный размер не более 30 % от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.
В качестве государственных натурных грантов могут передаваться:
ПО ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРИОРИТЕТНОМУ ПРОЕКТУ
дополнительно предоставляются (кроме НДС на импорт сырья и материалов):
По специальному инвестиционному проекту предоставляются:
При импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов, а также сырья и (или) материалов в составе готовой продукции, произведенной на территории специальной экономической зоны или свободного склада:
Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и материалов.
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций
1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется по форме, установленной уполномоченным органом по инвестициям, при наличии:
а) справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
б) копии устава юридического лица, заверенной подписью руководителя и печатью юридического лица (при ее наличии);
в) бизнес-плана инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом по инвестициям;
г) документов, подтверждающих размер (стоимость) запрашиваемого подавшим заявку юридическим лицом Республики Казахстан государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
д) копий паспорта или документа, удостоверяющего личность привлекаемого иностранного работника (с переводом на казахский или русский язык), трудового договора, заключенного между работодателем и привлекаемым иностранным работником (с переводом на казахский или русский язык), документов, подтверждающих его квалификацию и (или) образование (с переводом на казахский или русский язык).
1-1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций в рамках реализации специального инвестиционного проекта принимается и регистрируется по форме и в порядке, установленным уполномоченным органом по инвестициям.
СЭЗ «Астана – Новый город» (2 условные суб-зоны) |
|
Общая площадь |
7 018,72 га |
Срок действия |
до 2027 г. |
Количество участников |
199 |
Орган управления |
АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Астана-Технополис» (УК СЭЗ) |
Административный деловой центр |
|
Площадь |
6 420,62 га |
Количество проектов |
127 |
Объем инвестиций |
2,149 трлн. тенге |
Индустриальный парк №1 |
|
Площадь |
598,1 га |
Количество проектов |
72 |
Объем инвестиций |
230 млрд. тенге |
Произведено продукции на сумму |
1 550 млрд. тенге |
Наполненность территории (в %) |
95 |
Отрасли |
Обрабатывающая промышленность (с небольшими исключениями); Интерактивная карта индустриального парка №1 Специальной экономической зоны «Астана - новый город» |
СЭЗ «Астана – Технополис» (3 условные суб-зоны) |
|
Общая площадь |
631,92 га |
Срок действия |
до 2042 г. |
Количество участников |
9 |
Орган управления |
АО «Управляющая компания специальной экономической зоны «Астана-Технополис» |
Назарбаев университет |
|
Площадь |
151,32 га |
Количество проектов |
8 |
Объем инвестиций |
5,56 млрд. тенге |
Оказано услуг на сумму |
228,5 млн. тенге |
Водно-зеленый бульвар |
|
Площадь |
47,5 га |
Количество проектов |
1 |
Объем инвестиций |
328,5 млрд. тенге |
Индустриальный парк №2 |
|
Площадь |
433,1 га |
Количество проектов |
0 |
Объем инвестиций |
0 |
Отрасли |
26 видов деятельности в таких отраслях, как:
|
Анкета на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ
Правила и критерии отбора проектов
Требования к заявителям
Заявитель, подающий заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, должен обладать финансовым обеспечением в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию.
Финансовое обеспечение заявителя, подающего заявку на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны, формируется следующими способами:
Кто не может быть участником СЭЗ
Перечень документов для осуществления деятельности в качестве участника СЭЗ
Налог |
в СЭЗ |
вне СЭЗ |
Корпоративный подоходный налог |
0% |
20% |
Земельный налог |
19,6 KZT/м2 |
|
Налог на имущество |
1,5% |
|
Налог на добавленную стоимость |
12% |
Таможенные преференции
Освобождение от таможенных пошлин на сырье и оборудование при ввозе на территорию СЭЗ |
На СЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны
|
Ввоз на территорию СЭЗ без уплаты таможенных и налоговых платежей |
Дополнительные преимущества
Налоговый кодекс РК
Земельный кодекс РК
Закон РК «О занятости населения»
Меры поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленные на повышение производительности труда:
Деятельность направлена на улучшение делового, инвестиционного климата, стабильности, развития условий ведения бизнеса в стране, как для национальных, так и иностранных инвесторов.
Функции НПП:Более того, Национальная палата выступает за активное вовлечение казахстанского бизнеса в реализацию государственных программ. Защищает интересы деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления, расширяет и укрепляет связи с бизнес сообществом зарубежных стран, а также выступает в поддержку казахстанского бизнеса в рамках интеграционных процессов.
www.atameken.kzНациональный контактный центр (НКЦ) – добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения на предприятия, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Это площадка для конструктивного диалога между сторонами, обсуждения возникших проблем и выработки путей достижения взаимного соглашения.
Функции НКЦ в Казахстане закреплены за Министерством национальной экономики Республики Казахстан.
НКЦ – коллегиальный совещательный орган. Председателем является Министр национальной экономики Республики Казахстан. Cостав НКЦ состоит из представителей министерств национальной экономики, юстиции, иностранных дел, труда и социальной защиты населения, НПП «Атамекен», неправительственных организаций и профсоюзов.
Секретариатом НКЦ является Акционерное общество «Институт экономических исследований».
Процесс взаимодействия НКЦ с гражданами Казахстана
Процесс рассмотрения обращений в НКЦ состоит из трех этапов:
Первый этап – предварительная оценка обращения.
На данном этапе НКЦ проводит оценку обращения на соответствие сфере применения Руководящих принципов и компетенций НКЦ:
Второй этап – принятие дела к производству.
НКЦ проводит консультации по делу с органами государственного управления, представителями деловых кругов, трудовыми организациями, неправительственными организациями, экспертами, НКП ОЭСР, действующих в странах.
Третий этап – заключительная оценка по рассмотрению обращения.
Разбирательство в НКЦ завершается подготовкой и публикацией Заключительной оценки дела.
НКЦ – гарант открытости.
За последние три десятилетия международная деловая среда подверглась ряду существенных структурных изменений. С начала нового тысячелетия движущей силой мировой экономики являются международные инвестиции, благодаря которым Правительства открывали рынки, а бизнес использовал новые возможности, приведшие к беспрецедентному экономическому росту.
В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития, стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР. В рамках вступления в Комитет Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР.
Руководящие принципы – требования в сфере ответственного ведения бизнеса, направленные правительствами к предприятиям, деятельность которых в какой-либо мере выходит за пределы одного государства. Это собрание принципов и стандартов в различных областях, начиная от прав человека, прав работников и безопасности труда, также затрагивающих вопросы доступа к информации, налогообложения и охраны окружающей среды.
На сегодняшний день НКЦ эффективно функционируют в 49 странах мира, на которые приходится порядка 80% прямых иностранных инвестиций. Присутствие данного органа в государстве является гарантом прозрачности при рассмотрении возникающих споров. Действенный, прозрачный и популярный механизм деятельности НКЦ является важным элементом открытого международного инвестиционного климата.
С более подробной информацией о Национальном контактном центре Казахстана можно ознакомиться на официальном сайте Министерства: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/activities/6109?lang=ru и на веб-сайте НКЦ: http://economy.kz/ru/OESR/Nacionalnyj_kontaktnyj_centr/Ob_NKC/
Основные инструменты реализации
Субсидирование части ставки вознаграждения:
Согласно государственной программе государство субсидирует часть ставки по кредитам, по которым номинальная ставка не превышает базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Казахстана и увеличенную на 5 процентных пунктов.
Tо есть на сегодня базовая ставка составляет 9% + 5% = 14% конечная ставка, которую должен платить предприниматель, из которой в зависимости от направления программы субсидируется:
Гарантирование кредитов:
Гарантирование предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
Размер гарантии составляет:
В рамках второго направления предпринимателям, реализующим свою деятельность в приоритетных секторах экономики:
Срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Государственные гранты:
Государственные гранты для реализации новых бизнес-идей предоставляются субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим молодым предпринимателям, начинающим предпринимателям, женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет, на безвозмездной основе в приоритетных секторах экономики в рамках программы, и отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных Государственной программой индустриально-инновационного развития.
Максимальная сумма государственного гранта для одного субъекта малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей не может превышать 5 млн. тенге.
www.damu.kz
Схема сотрудничества с Инвестором:
Создание совместного предприятия:
Договор о совместной деятельности (СД):
Договор о совместной деятельности МЖК:
Активами АО «СПК «Astana» и Инвестора могут быть: денежные средства, недвижимое имущество, земельные участки и другие ликвидные активы.
www.astana-spk.kz
Миссия:
Исполняет роль:
Маркетинг и продвижение:
Информационно-аналитическая поддержка:
Цифровизация отрасли туризма:
Развитие компетенций и привлечение инвестиций
Меры поддержки:
25-е
место в рейтинге
Всемирного банка DOING BUSINESS
по условиям ведения бизнеса
№7
по защите миноритарных инвесторов
№4
по обеспечению исполнения контрактов
№18
по индикатору «Регистрация собственности»
Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций
Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законам Республики Казахстан, а также незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон.
В соответствии с Предпринимательским кодексом РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК
Проект реализуется Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции Республики Казахстан
В рамках реализации проекта инвестор получает:
21 июня в 2017 г. Республика Казахстан присоединилась к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, и стала ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.
Совместно с экспертами ОЭСР было проведено два обзора инвестиционной политики Казахстана и проделана работа по улучшению инвестиционного климата в соответствии со стандартами организации. Присоединение Казахстана к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, а также ассоциированное членство в Комитете по инвестициям ОЭСР является показателем высокого уровня деловой среды, конкуренции и защиты прав инвесторов в Республике Казахстан.
По данным Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК