АСТАНА — ГОРОД ИНВЕСТИЦИЙ
ru

Земельный участок переходит в частную собственность инвестора после выполнения всех обязательств по инвестиционному контракту, таких как завершение строительства, запуск проекта и достижение установленных показателей. Процедура передачи в собственность осуществляется по согласованию с уполномоченными органами.

Инвестиционные контракты заключаются на срок 5 лет

При заключении инвестиционного контракта проекты, стоимость которых превышает установленный порог, выраженный в минимальных расчетных показателях (МРП), могут рассчитывать на значительные льготы и преференции в виде Освобождения от налогов и Освобождения от таможенных пошлин

Натурный грант в виде земельного участка предоставляется в рамках инвестиционного контракта после подачи заявки и рассмотрения проекта. Земельный участок передается на основе договоренностей с уполномоченным органом.

Для заключения инвестиционного контракта виды деятельности должны соответствовать приоритетным видам деятельности (ПВД), утвержденным Правительством Республики Казахстан.

Для того, чтобы заключить инвестиционный контракт инвестору необходимо подать заявку по установленной государством форме в уполномоченный орган по инвестициям – Комитет по инвестициям МИД РК, с приложением всех необходимых документов, указанных в Приказе и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1281. Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается на веб-портале E-лицензирование (e-license).

В целях мониторинга реализации проекта и исполнения обязательств участником СЭЗ Управляющей компанией устанавливаются следующие сроки договора участника СЭЗ, а также сроки договора субаренды:

  • до срока завершения проектирования;

  • в случае исполнения обязательств по проектированию: до срока ввода в эксплуатацию;

  • в случае исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию для проектов промышленности (производства): на срок действия СЭЗ.

Компания, реализовавшая проект в сфере строительства (адм. здания, школы, больницы и т.д.), исключается из реестра участников СЭЗ после ввода в эксплуатацию объекта.

В целях мониторинга реализации проекта и исполнения обязательств участником СЭЗ Управляющей компанией устанавливаются следующие сроки договора участника СЭЗ, а также сроки договора субаренды:

  • до срока завершения проектирования;

  • в случае исполнения обязательств по проектированию: до срока ввода в эксплуатацию;

  • в случае исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию для проектов промышленности (производства): на срок действия СЭЗ.

Компания, реализовавшая проект в сфере строительства (адм. здания, школы, больницы и т.д.), исключается из реестра участников СЭЗ после ввода в эксплуатацию объекта.

 

  1. В случае несоблюдения участником специальной экономической зоны или лицом, осуществляющим непрофильные виды деятельности, требований, предусмотренных пунктами 16 и 17 статьи 18 настоящего Закона, договор об осуществлении деятельности или договор об осуществлении непрофильной деятельности с таким участником или лицом подлежит расторжению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Казахстан и договором об осуществлении деятельности или договором об осуществлении непрофильной деятельности.

  2. При выявлении неисполнения участником специальной экономической зоны или лицом, осуществляющим непрофильные виды деятельности, условий договора и (или) требований законодательства Республики Казахстан, влияющих на реализацию проекта, управляющей компанией специальной экономической зоны составляется соответствующий акт, в котором устанавливается срок для устранения выявленных нарушений не более шестидесяти календарных дней и направляется такому участнику или лицу.

  3. Управляющая компания специальной экономической зоны в одностороннем порядке расторгает договор об осуществлении деятельности или договор об осуществлении непрофильной деятельности в случаях следующих существенных нарушений обязательств по договору участником специальной экономической зоны или лицом, осуществляющим непрофильные виды деятельности:

    • несоблюдение участником или лицом сроков производства проектирования, осуществления строительно-монтажных работ и ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных договором, без уважительных причин более шести календарных месяцев подряд;

    • приостановление деятельности участника или лица более чем на два календарных месяца без согласования с управляющей компанией специальной экономической зоны;

    • не устранение участником или лицом нарушений условий договора и (или) требований законодательства Республики Казахстан в сроки, определенные в акте, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

  4. Расторжение договора по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, влечет также расторжение договора вторичного землепользования (субаренды) или договора временного вторичного пользования (субаренды) земельным участком.

 


Участники СЭЗ предоставляют ежеквартальные отчеты о проделанной работе.

Для проекта в сфере строительства (адм. Здания, школы, больницы и т.д.) – до срока ввода в эксплуатацию здания.

Для проектов промышленности (производства) – на срок действия СЭЗ.

Не регламентировано.

Если заявка подается через ЦОН – срок рассмотрения составляет 35 рабочих дней. Если заявка подается через сайт www.elicense.kz – срок рассмотрения составляет 27 рабочих дней.

К освоенным преференциям, предусмотренным для участников СЭЗ, относятся:

  • 0% КПН (п.4 ст. 709 Налогового Кодекса РК);

  • 0% земельного налога (п.1 ст. 709 Налогового Кодекса РК);

  • 0% налога на имущество (п.1 ст. 709 Налогового Кодекса РК);

  • Освобождение от таможенных пошлин при импорте (п. 2 ст. 281 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»);

  • бесплатный земельный участок на праве субаренды (п.3 статья 17 Закона о СЭЗ, п.1 ст. 709 Налогового Кодекса РК);

  • Для проектов, объем инвестиции которых превышает 1 млн. МРП: привлечение иностранной рабочей силы вне квот и без разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы (Совместный приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 259 и и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 474).

Процедура рассмотрения заявлений на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны определена статьей 18 Закона РК от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее – Закон о СЭЗ).

Условиями и требованиями отбора потенциальных участников СЭЗ являются:

  • Соответствие целям создания СЭЗ «Астана – Технополис» или СЭЗ «Астана – новый город» согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2017 года № 772 «О некоторых вопросах специальных экономических зон»;

  • Соответствие приоритетным видам деятельности СЭЗ согласно Приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 22 февраля 2024 года № 72;

  • Соответствие критериям отбора проектов заявителей согласно Приложению 2 к приказу Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 31 июля 2019 года № 599;

  • Соответствие представленных документов требованиям, установленным вышеуказанной статьей.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 18 Закона о СЭЗ для заключения договора об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ (далее – Договор) заявитель подает соответствующее заявление в управляющую компанию СЭЗ. К данному заявлению прилагаются следующие документы на бумажном и (или) электронном носителях:

  1. анкета заявителя по форме, утверждаемой уполномоченным органом;

  2. справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;

  3. копия документа, удостоверяющего личность первого руководителя заявителя;

  4. копия устава юридического лица;

  5. копия решения высшего органа юридического лица об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны;

  6. копия финансовой отчетности за последний финансовый год, подписанная первым руководителем заявителя или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером). В случае если заявитель осуществляет деятельность менее 12 месяцев до дня подачи заявления, то представление финансовой отчетности осуществляется на последнюю отчетную дату при ее наличии;

  7. технико-экономическое обоснование проекта, отвечающее требованиям, установленным уполномоченным органом;

  8. выписка обслуживающего банка о движении денег по банковским счетам заявителя и кредитный отчет из кредитного бюро;

  9. справка органа государственных доходов по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

  10. подтверждение финансового обеспечения проекта в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящей статьи;

  11. эскизный проект территории в случае, если реализация проекта потребует строительства объектов (сооружений, строений).

Типовые формы заявление и анкеты для регистрации в качестве участника СЭЗ утверждены Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 19 июля 2019 года № 522. Требования к технико-экономическому обоснованию проекта утверждены Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 11 июля 2019 года № 501.

В настоящее время столице функционируют две СЭЗ – «Астана – новый город» (15,4 тыс. га) до 2027 года и «Астана-Технополис» (688,6 га) до 2042 года. Управляющей компанией данных СЭЗ определено ТОО «ГЦРИ «Astana Invest».